Мостовых Сергей Александрович

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Эссе

Я - учитель XXI века

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

 

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожжённою солнце достать

И подарить его людям.

С.Островой

 

Среди мыслей великих Учителей человечества мне близки идея Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель». Это было актуально сто лет назад, это актуально и сегодня.

Каков он, учитель двадцать первого столетия? На мой взгляд, он, прежде всего, уверенный в себе человек. Одним из психологических механизмов, обеспечивающих переход самосознания на более высокий уровень, является удовлетворённость. Человек, удовлетворённый собой и своей профессиональной деятельностью, не испытывает тревожности и внутреннего напряжения. Учитель, обладающий адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, с большей готовностью идёт на контакт с детьми, демонстрирует способность к их безусловному принятию. Более того, он позитивно воздействует на самооценку детей, стимулирует их успешность в учёбе и личностное развитие… Не осознав себя как личность и профессионала, не видя возможностей для развития собственной успешности, учитель не способен решать сложные педагогические задачи и испытывать радость от своей профессии. Ведь только у успешного учителя могут быть успешные ученики…

Учитель XXI века умеет и хочет работать с одарёнными детьми. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и моя цель, как учителя – выявить одаренность каждого ученика. Нет на свете неспособных детей, есть глухие и слепые взрослые, которые не верят или боятся верить, что их ребёнок – личность.

Но даже высокоодаренный человек не представляет собой машину по переработке информации, а зависит от множества мотивационных и личностных факторов, работа с которыми является условием успеха образовательного процесса. Как выбор образовательного маршрута ребенком, так и дальнейшее движение вплоть до профессиональной самореализации должны проходить при высококвалифицированном сопровождении. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант.

Мой современник-педагог осознаёт значимость образования сегодня. В январе 2012 года в газете «Известия» была опубликована предвыборная статья В.В.Путина «Россия сосредотачивается», в которой говорится о том, что сегодня «главная надежда России — это высокий уровень образования населения, и прежде всего молодежи». Путин говорит о взрывном росте образовательных потребностей и продолжает: «Более образованные люди — это большая продолжительность жизни, это меньший уровень преступности, асоциального поведения, более рациональный выбор». Так важно, чтобы каждый ребёнок был принят в школе таким, какой он есть, был оценён по достоинству и получил веру в себя, свои возможности, тот самый «стартовый капитал», что не деньгами измеряется, а светом интеллекта в глазах.

Учитель сегодня – профессионал и новатор. Реформа школьного образования фактически началась, когда появились новые способы передачи информации. Школа была изобретена для передачи информации от одного поколения к другому. С появлением Интернета ценность учителя только как транслятора информации исчерпана. Сегодня невозможно представить современную школу без компьютеров,  и, чтобы быть интересными для своих учеников, необходимо быть впереди них.

И всё же никакая, даже самая совершенная техника, не может заменить живого собеседника,  вдохновить, заинтересовать изучаемым материалом. Любое техническое средство обучения, даже самое современное и перспективное, - лишь верный помощник для педагога, вспомогательное средство. Живое, эмоциональное учительское слово ничем, на мой взгляд, не удастся заменить.

В веке двадцать первом педагог должен остаться воспитателем. Учитель во все времена в жизни каждого человека занимает особое место, от того, какие понятия и знания заложит он в души и умы своих учеников, зависит будущее всей страны. Мы осознаём, какая ответственность ложится в связи с этим на наши плечи сегодня. Школа меняется на глазах…Но не стоит забывать о том, что должно остаться неизменным - о традициях отечественного образования, которые не должны быть потеряны никогда: гуманистичность приоритетов, демократические принципы… Я вижу, как на глазах меняются дети. Соответствовать их запросам и потребностям – вот требование времени. Но в наше время нет более высокой задачи, чем воспитание человека и патриота - в этом я вижу высокую миссию учителя сегодня.

Через школьную жизнь ребёнка проходит  много учителей, но помним мы, как правило, одного-двух – самых любимых, самых интересных. Может, когда–нибудь кто-нибудь из моих учеников скажет, подобно Александру Македонскому: «Отец дал мне жизнь, а учитель – бессмертие». Ради этого стоит быть учителем.

Категория: Мои статьи | Добавил: samostovyh (10.02.2012)
Просмотров: 1362 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Приветствую Вас Гость